Результат чрезмерной родительской опеки
Автор: Брайан Маккормик, специалист по развитию выносливости, лицензированный тренер по легкой атлетике, тренер по тяжелой атлетике, сертифицированный специалист по развитию силы и физических кондиций.
На протяжении последних двух сезонов много юных игроков сменили клубы, уходя от тренеров с очень хорошей репутацией. И это не смотря на то, что они получали достаточно игровой практики. Люди стали задаваться вопросами. Что не так с этим поколением? Что не так с тренерами? Чему учат родители своих чад? Почему такое происходит? (Примечание: Я не против любых переходов. Я сам советовал некоторым игрокам, которых тренировал, сменить команду. Но поспешные необдуманные переходы — это проблема, которая требует решения).
Получив публичный разнос от тренера на прошлой недели, Том Брэди сказал, что он заслужил этого, потому что сделал плохую передачу. В какой-то степени я согласен. Я уверен, что игроки, в особенности профессионалы, должны нормально воспринимать критику. Но я так же уверен, что кричать на игрока не всегда оправданно. Разве тренер сообщил Брэди что-то, чего он сам не понимал? Брэди и сам знал, что он совершил ошибку. Тем не менее, он повел себя должным образом, как и должен поступать настоящий профессионал.
Вчера у меня был разговор с одним игроком. В основном он говорил то же самое. Он полагает, что некоторые ребята в его команде болезненно реагируют на критику и чувствуют себя обиженными. Он сказал, что если игрок не может нормально воспринимать критику, то ему следует заниматься баскетболом в группе здоровья, а не в университетской команде.
Подумав об этих случаях, я вспомнил о The Nation of Wimps (Книга Хары Марано, название которой можно перевести как «Поколение тряпок. Высокая цена чрезмерной родительской опеки», продается на Amazon.com — прим. SoccerCoach). Я никогда не читал эту книгу, но видел много интервью с автором, читал ее блог, и уловил суть. Одна из статей блога, которая называется «Потакание или Опека», охватывает проблемы, существующие в детско-юношеском спорте.
«Родительская опека обусловлена требованиями, которые выдвигают взрослые. Они не обязательно касаются вещей (например, игрушек) или правил поведения. Родитель, беспокоясь об успеваемости ребенка в школе, звонит учителю и выражает несогласие с выставленной оценкой. Или заставляет ребенка ходить в балетную студию, думая, что полученные там навыки произведут впечатление на приемную комиссию в колледже. Это не обязательно то, чего хочет ребенок. Это то, что удовлетворяет чувство родительской заботы».
Вопрос, который часто мне задают родители, хотя сам я не являюсь таковым: «Как часто нужно заставлять ребенка ходить на индивидуальные тренировки?» А много ли пользы принесут занятия с частным тренером, если сам ребенок не просил о них? Родитель знает, что игрок должен больше тренироваться, чтобы попасть в команду или продолжить играть на более высоком уровне. Но где грань между принуждением и созданием возможностей?
Когда я проводил частные тренировки, то отсеивал тех ребят, которые приходили на занятия, потому что так хотели их родители. Я считал, что заниматься с такими детьми — это пустая трата времени. Если ребенок не хочет тренироваться, обучение не даст должного эффекта. А если тренировки не приносят желаемого результата, то за что тогда должны платить родители? За присмотр за ребенком, пока их нет дома? Я старался тренировать только тех детей, у которых были соответствующие цели. Я не хотел быть высокооплачиваемой няней. Должен сказать, что однажды я тренировал игрока, который не стремился к большим целям в баскетболе. Он был исключен из университетской юниорской команды. Но тренироваться было его собственным решением, а не его отца. Он просто любил баскетбол и хотел научиться лучше в него играть. Почему такой игрок не должен иметь возможности тренироваться только лишь потому, что он не является стипендиатом колледжа?
Моя сестра работает учителем в частной начальной школе и я часто слышал о родителях, которые звонят по поводу оценок их детей. Мне приходилось видеть детей таких родителей в университете. Они сдавали ужасные работы, но при этом ждали только высших баллов. Студенты университета, которые не в состоянии писать без грамматические ошибок, но возмущаются, если не получают высший балл. Их родители любили жаловаться на учителей во время учебы в школе, безотносительно к качеству их работы. Однажды моя сестра объясняла родителю, что ученик неделями не выполнял домашнее задание и не принял участия ни в одном семинаре. На что родитель ответил, что плохая оценка испортит сыну школьный аттестат. Не было сказано: «О, простите! Я выясню, почему мой сын не делал домашние задания и проконтролирую, чтобы он участвовал в семинарах и наверстал упущенное». Вместо этого оказалось, что это учитель виноват в том, что ученик не выполняет домашнее задание.
Читаем дальше в блоге The Nation of Wimps:
«Дети, подвергающиеся чрезмерной родительской опеке, не имеют чувства собственного достоинства. Они вырастают слишком мягкотелыми. Они не приспособлены к жизни, потому что все за них делали их заботливые родители. В них нет стержня, они пропитаны слабостью, всего опасаются и не в состоянии принимать собственных решений. Также, они очень тяжело переносят неудачи и разочарования».
Я не знаком с игроками, сменившими команды. Я не знаю всех подробностей этих историй. Но, наблюдая со стороны и обобщив все эти случаи, можно сделать определенный вывод. Эти игроки, многие из которых по крайней мере один раз меняли программы обучения в старших классах, просто не обладают нужными качествами. При малейших сложностях, вместо того чтобы потерпеть, они переходили в другие группы. И, сталкиваясь с подобными ситуациями в колледже, они дают деру. Они не умеют справляться с трудностями и при переходе из школьного баскетбола в университетский их ждет сильное разочарование. В отличии от элитных игроков.
Объединившись все вместе - тренеры, родители и учителя — мы готовим таких детей и подростков к неудачам, с которыми они могут столкнуться. Это делается из лучших побуждений. Когда Ривз Нельсон был отчислен из команды UCLA, его мама не стала защищать его. Шейла Нельсон заявила, что она не видит проблем в том, как тренер обошелся с ее сыном. Разве что, она хотела бы вскоре найти для него более сильного тренера. Иногда к игрокам нужно проявлять больше любви. К таким, как Брэди, который считает, что он заслужил, чтобы на него накричали.
Джон Вуден известен своим высказыванием: «Неудача не приводит к фатальному исходу, к нему может привести неспособность меняться». Такое чувство, что в сегодняшнем мире все — родители, учителя, тренеры — боятся позволить детям потерпеть неудачу. Ошибки и неудачи — это не плохо, если только человек не способен с этим справиться. Не позволяя детям падать лицом в грязь, взрослые мешают развитию у них нужных качеств. В плане развития талантов эти качества более важны, нежели достижение постоянного и быстрого успеха.
В своем блоге Дениэл Койл пишет о новом способе распознавания таланта. У талантливых детей присутствуют два качества — раннее самосознание и твердость характера.
«Первое — это раннее самосознание. Как показывает в своей работе Марие Элферинк-Гемсер, модель поведения успешных спортсменов формируется в возрасте около 13 лет, когда начинает развиваться чувство осознанного отношения к тренировкам. Для тех, кто добивается успеха, это возраст, когда они решают, что быть просто послушным винтиком в механизме недостаточно — они идут дальше, выходят за рамки тренировочных программ, сами решают, куда прикладывать свои усилия, знают свои недостатки и работают над их устранением».
Чрезмерная родительская опека исключает возможность раннего развития самосознания. Если в заботе о ребенке родители заставляют его больше тренироваться, то как ребенок научится осознанно относиться к своему развитию. Вместо этого такие игроки, как правило, начинают относиться к тренировкам, как к обязательному посещению школьных уроков. Они тренируются с меньшим упорством, потому что делают это не для себя. Они привыкли к тому, что тренер постоянно указывает им что и как делать. Эти игроки никогда не будут прогрессировать, потому что у них нет драйва для движения вперед и они не готовы прилагать каких-либо усилий для этого.
«Второе — твердость характера. Это качество, исследуемое в новаторской работе Анжелы Дакворт, сочетает в себе упорство, находчивость, творчество и адаптивность, что помогает быстро продвигаться к поставленным долгосрочным целям».
Находясь под чрезмерной родительской опекой, ребенок может не научиться упорству в достижении целей. Если родители заставляют учителя поменять оценку или принуждают ребенка сменить команду, из-за того что он не часто попадает в состав или мало забивает, то как он научиться находчивости и адаптивности? Столкнувшись в будущем с ситуациями, требующими твердости характера, усвоит ли он эти уроки? Если у него нет твердости характера, сможет ли он пережить постигшее его разочарование?
Источник: Inside Soccer