"Тренеры готовят невостребованных в профессиональном футболе игроков»
ТРЕНЕРСКИЙ ЦЕХ
Попался интересный материал из выступления известного российского специалиста Андрея Лексакова.
Думаем, что и нащим тренерам будет не без интересно ознакомиться...
Руководитель департамента сборных команд РФС и генеральный директор Академии тренерского мастерства Андрей Лексаков провёл лекцию для тренеров Академии «Зенит», филиалов и МРО «Северо-Запад».
Он рассказал о тенденциях современного тренерства и выделил потенциальные точки роста для российских специалистов.
«Российские тренеры готовят невостребованных в профессиональном футболе игроков»
Лексаков заявил, что наиболее важный этап в детско-юношеском футболе – до 14 лет.
Если до этого возраста не заложить определенную базу, то сильного футболиста из него уже не получится. Известно, что в российском футболе часто уделяют слишком мало внимания тем, кто только начинает свой путь в этой игре. На детей 7-10-летнего возраста определяют специалистов без опыта, которые зачастую еще не готовы обучать игроков самостоятельно.
Со своей стороны Лексаков добавил, что тренеры часто губят игрока из-за того, что не учитывают его физиологические способности. Например, требуют игры на позиции, к которой футболист изначально не расположен. Вследствие чего игрок либо не может развиться, либо и вовсе страдает из-за перегрузок и травм.
Еще одной проблемой тренерского цеха специалист назвал отсутствие акцента на индивидуализации игроков. В большинстве своем тренируются только групповые взаимодействия, которые на официальные игры переносятся совсем не так, как это отыгрывается на тренировках. В сборных примерно 80% тренировочного времени было уделено взаимодействиям, которых не было в игре. Непосредственно тренировочный процесс тоже вызывает сомнения. Например, из тренировок выпал такой технический прием, как «передача внешней стороной стопы». В конце концов, упражнения тренеров не в полной мере отражают то, что специалисты хотят видеть на поле.
Среди тренеров часто возникает аргумент в оправдание: не хватает качественной инфраструктуры. Однако Лексаков парирует ярким примером – «Чертаново». До недавнего времени в школе не было полноразмерного поля. Несмотря на это, в Премьер-лиге играет целая команда, составленная из воспитанников «Чертаново».
Ключевая проблема – масса выпускаемых российскими школами и академиями игроков оказывается не востребована в профессиональном футболе. Тренеры часто не понимают, что играющие в их командах футболисты больше никогда не будут играть вместе. Здесь возвращаемся к упорной работе над групповыми взаимодействиями. Они помогут стать сильнее на непосредственном соревновании, в котором участвует команда, однако в дальнейшем в карьере футболисту гораздо больше пригодилась бы индивидуальная подготовка.
Однако в сложившейся ситуации российский футбол сталкивается с другой проблемой – наша конкурентная среда не соответствует уровню конкуренции в Европе. Эта проблема существовала и раньше, но тогда хотя бы редкие встречи с европейскими командами давали понять, к чему нужно стремиться и подтягивать свой уровень. Пока действует запрет на международные матчи для российских команд, есть риск, что наш уровень упадет еще ниже. Хотя и раньше разница в уровне бросалась не только на уровне молодежных сборных, но даже в Юношеской лиге УЕФА.
Конечно, разница проявляется во все той же интенсивности футбола. Правда, Лексаков подчеркнул, что в Европе признали неправильным считать интенсивность только с точки зрения высокоинтенсивного пробега. Об этом, по его словам, сказал Пол Болсом, большой специалист в изучении подготовки игроков, работавший в чемпионском «Лестере» и сборной Швеции. Он заявил, что хотя и придумал понятие «интенсивность» в футболе, но изначально просил считать ее неправильно. Гораздо важнее оценивать интенсивность с точки зрения хода игрового эпизода и способности игроков к быстрому восстановлению между эпизодами.
Тем не менее, Лексаков попросил тренеров всегда проводить тренировки с высоким уровнем интенсивности, в том числе подготовительную часть занятия. Потому что в противном случае уровень интенсивности остается на крайне низком уровне, не говоря уже о том, что за стандартные для тренировочного занятия 90 минут футболисты непосредственно тренируются в лучшем случае 60 минут.
В завершении выступления Лексаков признал, что техническое мастерство игроков в России в целом остается на низком уровне. Причем это актуально даже для таких базовых качеств, как удары по воротам, которые зачастую отрабатываются без какого-либо технического задания и корректировок. Лексаков попросил тренеров всегда думать, для чего они выбирают для тренировки то или иное упражнение. Он рассказал, что его часто просят показать какие-нибудь упражнения, однако при этом тренеры слишком часто во время планирования тренировочных занятий теряют два главных принципа совершенствования – систематичность и последовательность.
Иными словами, основные акценты в подготовке футболистов содержат три пункта:
1) эффективная и качественная реализация разнообразных технических приемов;
2) индивидуальная тактическая подготовленность;
3) развитие физических способностей.
В то же время принципы тренировочных занятий должны держаться на минимальном тренировочном времени (если вы хотите, чтобы футболисты выдерживали 90 минут игры, то они не должны тренироваться меньше времени), интенсификации упражнений и программировании тренировочных микроциклов (с точки зрения типичности, направленности и содержания).
Каждый тренер для себя должен ответить на три вопроса:
1) что тренируем?
2) Почему?
3) Какими средствами? – именно в таком порядке.
ФОТО: РФС