Академия «Штутгарта»
(из интервью директора Академии Фридера Штора газете «Всё о футболе»)
В Академии «Штутгарта» занимаются ребята с 8 до 19 лет. В каждой возрастной группе две команды – 1-я («основа») и 2-я («дубль»), приблизительно по 20 человек в каждой.
В нашей Академии работает более 30 тренеров. Каждой командой руководит главный тренер, в подчинении которого находятся его ассистент и узкопрофессиональные специалисты, как у профессионалов, – тренер по вратарям, по ОФП, врачи, массажисты и т.д.
Для тренеров, руководящих командами от U-15 до U-19, работа в нашей Академии является основной – в «Штутгарте» они получают зарплату. Наставники, тренирующие детей младших возрастов, работают у нас по совместительству – для них это своеобразное хобби, которое приносит дополнительный заработок.
Наставник отвечает за определённый возраст. По окончании года тренеры передают друг другу команды.
По итогам каждого сезона проводим своеобразный экзамен. Так, в команду на год старше переходят не все. Мы отбираем тех ребят, которые по истечении 12 месяцев продемонстрировали прогресс в своей игре. Существуют переходы и в рамках 1-й и 2-й команд. Футболисты из главной дружины, не показавшие необходимых результатов, отправляются в «дубль», а те, кто добился успеха во 2-й команде, пополняют «основу». Решение по каждому воспитаннику принимают тренер, работавший с ним на протяжении года, наставник, под чьим руководством он будет трудиться следующий год, а также спортивный директор Академии и директор Академии.
Дети тренируются бесплатно. Более того, «Штутгарт» оплачивает проезд, проживание и питание детей. С самыми перспективными игроками клуб заключает контракт, по условиям которого выплачивает им порядка 500 евро в месяц.
Согласно принятому закону, профессиональное трудовое соглашение с молодым игроком разрешено подписывать в 16 лет.
В Академии есть большая группа скаутов, которая отслеживает талантливых ребят не только в Германии, но и за рубежом. Так в Академии «Штутгарта» занимаются дети из Австрии, Швейцарии и других близлежащих стран.
– В Беларуси детские тренеры нередко своей первостепенной задачей считают не подготовку игроков, а достижение результата. Есть ли такая проблема в Германии?
– Мы стараемся действовать так, чтобы эти две составляющие дополняли друг друга, а не противоречили. Психологию победителей ведь необходимо вырабатывать с раннего возраста. Поэтому в плане результата мы очень требовательны. Если какая-то команда не оправдывает надежд, выступает плохо, её игроки не переходят в следующую возрастную группу. Мы устраиваем новый набор, приглашаем футболистов из других школ. И всё же главная задача нашей Академии – подготовка игроков для главной команды. Если по итогам года в «Штутгарт» были приняты 3-4 наших воспитанника, то именно в этом случае свою работу мы можем назвать успешной.
– Что самое главное в работе с детьми?
– Залог успеха в работе с молодыми игроками – хороший тренер. Также важно располагать профессиональными скаутами, которые способны разглядеть в парне талант как можно раньше. Большое значение в работе с детьми имеет материально-техническая база. Необходимо, чтобы юные футболисты тренировались и играли в хороших условиях, соперничали с сильными командами.
Также для меня очень существенно, чтобы наши юные подопечные хорошо учились в школе. Ведь профессиональными футболистами из числа наших воспитанников становятся 2-3 человека из каждого возраста. Остальные должны быть готовы к другой жизни, они обязаны осваивать другие профессии. Важно, чтобы по окончании нашей Академии, если ребята оказались не востребованы профессиональными футбольными клубами, они могли найти хорошую работу, были способны устроиться во взрослой жизни. Поэтому я внимательно контролирую учёбу наших ребят. Если вижу, что парень не успевает в школе, мя ему на определённый период времени запрещаем посещение тренировок. Для ребёнка, любящего футбол, нет хуже наказания. Но таковы наши правила.
В Академии «Штутгарта» тренируются приезжие ребята, которые по различным причинам не имеют возможности часто ездить домой. В связи с этим при Академии функционирует школа, в которой дети получают общее образование.